МКОУ "Новозубутлинская СОШ"
с. Новозубутли
  • Профилактика суицидального поведения детей и подростков

    Профилактика суицидального поведения детей и подростков в образовательной организации

    Памятка и рекомендации родителям
    по профилактике суицидального поведения
    Когда нам, взрослым людям, становится по-настоящему страшно? Чаще
    всего тогда, когда мы соприкасаемся со смертью человека. Особенно
    страшно, когда гибнут дети, добровольно расставаясь с жизнью. Практика
    показывает, что покушающиеся на свою жизнь, как правило, дети из
    неблагополучных семей.
    Привести к суициду могут экономические проблемы в семье,
    безнадёжность, ранняя потеря родителей или утрата с ними
    взаимопонимания, болезнь матери, уход из семьи отца.
    Тяжёлые переживания, связанные с поиском и признанием себя как
    личности и индивидуальности, могут перейти в состояние депрессии, которая
    может привести к возникновению суицидальных намерений. Хотя, обратите
    внимание, что депрессивная модель мира подростка часто формируется на
    основе семейных ценностей. Для ребенка любого возраста определяющую
    роль играет ситуация в семье, то есть то состояние, в котором пребывают
    родители, и те взаимоотношения, которые возникают внутри семьи.
    Суицидальное поведение - это ответ на глубинные переживания, а они
    связаны с тем, что по-настоящему актуально. Чем младше ребенок, тем в
    большей степени он внедрен в жизнь семьи, тем больше своим суицидом он
    «дебатирует» именно с семьей.
    Итак, подростковая депрессия. Данное состояние может проявляться в
    виде следующих симптомов: потеря интереса к жизни и способности
    получать удовольствие, изменение аппетита и веса, потеря энергии,
    изменение продолжительности сна, активности, мысли о смерти,
    суицидальные намерения или попытки, снижение успеваемости или
    изменение отношения к школе, соматические жалобы, агрессивность.
    Также причиной покушения на самоубийство может быть депрессия,
    вызванная потерей объекта любви, сопровождаемая печалью,
    подавленностью, потерей интереса к жизни и отсутствием мотивации к
    решению насущных жизненных задач. Иногда депрессия может и не
    проявляться столь явно: подросток старается скрыть её за повышенной
    активностью, чрезмерным вниманием к мелочам или вызывающим
    поведением - правонарушениями, употреблением ПАВ, беспорядочными
    сексуальными связями. Риск самоубийства более высок среди тех, кто
    пристрастился к наркотикам или алкоголю.
    Многим, склонным к самоубийству подросткам свойственны высокая внушаемость и стремление к подражанию. Когда случается одно
    самоубийство, оно становится сигналом к действию для других
    предрасположенных к этому подростков.
    Суицид может быть непосредственным результатом душевной болезни.
    Некоторые подростки страдают галлюцинациями, когда чей-то голос
    приказывает им покончить с собой. Эти дети должны наблюдаться у
    специалиста - психиатра. Нередко совершаются попытки суицида без
    тяжелых медицинских последствий. Подростки и не скрывают, что не
    собирались умирать, а хотели отвлечь родителей, или, наоборот, привлечь
    чье-то внимание, или кого-то наказать, демонстрируя суицидальные
    намерения. Но к несчастью, такие демонстрации нередко бывают
    переигранными.
    Особенности подросткового суицида:
    - суициду могут предшествовать непродолжительные конфликты в сферах
    близких отношений (в семье, школе, группе). Конфликт воспринимается
    подростком как крайне травматичный, вызывая внутренний кризис и
    драматизацию событий;
    - или наоборот, суицидальный поступок воспринимается подростком в
    романтически-героическом ореоле: как смелый вызов, как решительное
    действие, как мужественное решение и т.п.;
    - суицидальное поведение демонстративно, в нем есть признаки «игры на
    публику»;
    - суицидальное поведение регулируется скорее порывом, аффектом, в нём нет
    продуманности, взвешенности;
    - средства самоубийства выбираются неумело (прыжок с балкона второго
    этажа, малотоксичные вещества, тонкая веревка и т.п.);
    - у подростков не сформировано понимание смерти. В их понимании смерть
    не означает бесповоротное прекращение жизни. Ребёнок думает, что всё
    можно будет вернуть назад.
    Хочу обратить ваше внимание на следующий момент: если человек
    серьёзно задумал совершить самоубийство, то обычно об этом нетрудно
    догадаться по ряду характерных признаков, которые можно разделить на 3
    группы: словесные, поведенческие и ситуационные.
    Поведенческие признаки:
    1. Раздавать другим вещи, имеющие большую личную значимость,
    окончательно приводить в порядок дела, мириться с давними врагами.
    2. Демонстрировать радикальные перемены в поведении, такие, как:
    – в еде - есть слишком мало или слишком много;
    – во сне - спать слишком мало или слишком много;
    – во внешнем виде - стать неряшливым;
    – в школьных привычках - пропускать занятия, не выполнять домашние
    задания, избегать общения с одноклассниками; проявлять раздражительность,
    угрюмость; находиться в подавленном настроении;
    – замкнуться от семьи и друзей;
    – быть чрезмерно деятельным или, наоборот, безразличным к окружающему
    миру.
    3. Проявлять признаки беспомощности, безнадежности и отчаяния.
    Словесные признаки:
    Человек, готовящийся совершить самоубийство, часто говорит о своём
    душевном состоянии. Он или она могут:
    1.Прямо и явно говорить о смерти: «Я собираюсь покончить с собой»; «Я не
    могу так дальше жить».
    2. Косвенно намекать о своем намерении: «Я больше не буду ни для кого
    проблемой»; «Тебе больше не придется обо мне волноваться».
    3. Много шутить на тему самоубийства.
    4. Проявлять нездоровую заинтересованность вопросами смерти.
    Ситуационные признаки
    Человек может решиться на самоубийство, если:
    1. Социально изолирован (не имеет друзей или имеет только одного друга),
    чувствует себя отверженным.
    2. Живет в нестабильном окружении (серьезный кризис в семье - в
    отношениях с родителями или родителей друг с другом; алкоголизм - личная
    или семейная проблема);
    3. Ощущает себя жертвой насилия - физического, сексуального или
    эмоционального.
    4. Предпринимал раньше попытки суицида.
    5. Имеет склонность к самоубийству вследствие того, что оно совершалось
    кем-то из друзей, знакомых или членов семьи.
    6. Перенес тяжелую потерю (смерть кого-то из близких, развод родителей).
    7. Слишком критически настроен по отношению к себе.
    Если вы обратили внимание на то, что человек проговаривает, или во
    внешнем виде проявляет те признаки, о которых говорилось выше, нужно
    обязательно побеседовать с ним, скорее всего у него есть проблемы,
    разрешить которые он не в состоянии. Попытайтесь убедить подростка
    обратиться к специалистам (психолог, врач). В противном случае обратитесь
    к ним сами, чтобы вместе разработать стратегию помощи.
    РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ
    по профилактике суицидального поведения подростков
    1. Родителям важно беседовать со своими детьми, интересоваться не только
    отметками в школе.
    2. Необходимо создать благоприятный климат общения в семье.
    3. Взрослому важно помнить, что проектировать надо будущее ребёнка вместе с ним,
    а не своё собственное будущее.
    4. Учите ребёнка решать проблемы, а не избегать их.
    5. Учите ребёнка с раннего детства принимать ответственность за свои поступки и
    решения, предвидеть последствия поступков; формируйте у него потребность
    задаваться вопросом: «Что будет, если…».
    6. Прививайте навыки общения ребёнку.
    7. Воспитывайте у ребёнка привычку рассказывать родителям не только о своих
    достижениях, но и тревогах, сомнениях, страхах.
    8. Чаще объединяйтесь с ребёнком в каком-то деле, пусть и незначительном. Для
    ребёнка важна солидарность, сопричастность с взрослым.
    9. Ни в коем случае не оставляйте нерешенными проблемы, касающиеся
    сохранения физического и психического здоровья ребёнка.
    10. Не запаздывайте с ответами на его вопросы по различным проблемам физиологии.
    11. Не иронизируйте над ребёнком, если в какой-то ситуации он оказался слабым
    физически и морально, надо помочь ему и поддержать его, указать возможные пути
    решения возникшей проблемы.
    12. Не раздражайте подростка постоянными нотациями, указаниями, нравоучениями,
    они раздражают и обижают детей.
    13. Обсудите с ним работу служб, которые могут оказать помощь в ситуации,
    сопряжённой с риском для жизни; запишите соответствующие номера телефонов.
    14. Доведите до сведения ребёнка информацию о возможностях детского телефона
    доверия.
    15. Превентивная мера суицида – любовь. Приязнь. Подросток должен знать: пусть
    все осудят, весь мир, но я домой прихожу, и меня любят.
    Это даёт желание жить.
    16. Помните, что каждый ребёнок - особенный. У каждого ребёнка есть определённые
    способности. Помогите ему поверить в себя, найти то, что у него получается.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie