МКОУ "Новозубутлинская СОШ"
с. Новозубутли
  • Итоговое сочинение как условие допуска к прохождению ЕГЭ

    Что такое итоговое сочинение

    Это экзамен, главная цель которого — проверить умение выпускников рассуждать на нравственно-этические темы, аргументировать свое мнение, привлекая литературные источники, причем необязательно из школьной программы.

    09 октября среда
    Итоговое сочинение как условие допуска к прохождению ЕГЭ.

    Что такое итоговое сочинение

    Это экзамен, главная цель которого — проверить умение выпускников рассуждать на нравственно-этические темы, аргументировать свое мнение, привлекая литературные источники, причем необязательно из школьной программы.

    Также оно служит допуском к государственной итоговой аттестации для выпускников одиннадцатых классов, в том числе к ЕГЭ. Для успешной сдачи нужно набрать минимум три балла из пяти — о критериях оценки расскажу ниже. Если выпускник не сдаст сочинение с первого раза, есть еще две попытки: в первую среду февраля и вторую среду апреля. Если провалить их все, ЕГЭ выпускник сдавать не будет, следующий шанс появится только через год. Вместо аттестата школьник получит справку.

    Как проходит итоговое сочинение

    На текст из нескольких сотен слов выпускникам дают 3 часа 55 минут. Для сравнения: ЕГЭ по русскому с десятком разных заданий школьники пишут 3 часа 30 минут, так что времени для одной письменной работы достаточно.

    В день экзамена ученики получают билет с шестью темами. Формулировки звучат примерно так: «Почему достижения прогресса, дающие человеку удобства и комфорт, могут быть опасны для человечества?» или «Реальное и виртуальное общение: в чем преимущества каждого из них?». Выпускник выбирает одну тему и пишет по ней рассуждение. Результаты школьникам скажут в течение 12 дней.

    Тематика делится на три больших блока, они всегда одинаковые — в рамках этих пунктов организаторы и придумывают темы. Разделы и подразделы опубликованы на сайте ФИПИ

    Тематика делится на три больших блока, они всегда одинаковые — в рамках этих пунктов организаторы и придумывают темы. Разделы и подразделы опубликованы на сайте ФИПИ

    Структура итогового сочинения

    Как и любое другое похожее рассуждение, оно состоит из трех частей: вступления, основной части и заключения.

    Вступление — это вводная часть сочинения. Обычно она состоит из трех элементов:

    1. Вопроса темы. Можно переписать тему, если она сформулирована в виде вопроса, или задать какой-то вопрос к утвердительной теме. Например, раскрытие вопроса «В чем причины вражды между людьми?» один из школьников начал так: «Давайте рассмотрим, что такое вражда».
    2. Толкования ключевого понятия. Например, если вопрос посвящен прогрессу, нелишним будет охарактеризовать понятие «прогресс», например дать определение с основными характеристиками. Это толкование служит мостиком к главной части вступления — тезису.
    3. Тезиса — главной мысли автора, четкого ответа на вопрос. Можно начать тезис с клише Я считаю, что…». Так проверяющим будет легче засчитать его. Пример возможного тезиса о роли прогресса: «Я считаю, что достижения научно-технического прогресса могут быть опасны для человечества в случае их бездумного и антигуманного использования».

    Основная часть включает в себя собственные размышления выпускника, их аргументацию с помощью литературы. Структура основной части выглядит так:

    1. Связка — клише, которое соединяет вступление и основную часть, например «Обратимся к рассказу „Улыбка“ Р. Брэдбери».
    2. Описание эпизода, характера героя — в сущности, небольшой пересказ.
    3. Микровывод — анализ эпизода, в котором должен быть ответ на вопрос «Как этот пример доказывает тезис?». Недостаточно просто упомянуть произведение, необходимо описать конкретный эпизод, проанализировать поведение героя и объяснить, как пример соотносится с тезисом.

    Для получения зачета достаточно опоры на один литературный источник, но учителя обычно советуют приводить два аргумента, чтобы перестраховаться: если вам не зачтут один пример, в запасе будет другой. Но если ученик написал два примера, а количество слов все равно меньше 250, он может привести в качестве еще одного фильм или ситуацию из жизни, чтобы набрать недостающие слова.

    В качестве литературного источника подойдут:

    1. Художественная литература — русская и зарубежная, классическая и современная.
    2. Публицистика.
    3. Мемуарная литература: письма, дневники, мемуары, биографии, автобиографии, исповеди.
    4. Научно-популярная литература.

    Малые жанры вроде пословиц и поговорок, а также ссылки на мангу, комиксы, графические романы не засчитают как аргумент.

    Заключение — обобщение сказанного. Оно может включать в себя переосмысление или подтверждение тезиса, сформулированного во вступлении.

    В методических рекомендациях ФИПИ есть образцы, на них можно ориентироваться в подготовке. Ниже — работа школьника из Северной Осетии. Подросток использовал пример из национальной литературы, за что его хвалит проверяющий.

    https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/itogovoe-sochinenie-scrn-2.qeqgkzmn7jbi..png

    https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/itogovoe-sochinenie-scrn-3.wqxa7vml1amg..png

    Требования к итоговому сочинению

    Прежде всего необходимо ознакомиться с требованиями и критериями на сайте ФИПИ. Чтобы работу выпускника проверили, необходимо выполнить два формальных требования: пройти по объему и показать самостоятельность написания.

    Объем. Минимально допустимое количество слов — 250. Максимальный порог не установили, но составители и многие учителя рекомендуют писать 350: этого хватает для раскрытия нравственно-этической проблемы.

    В подсчете слов есть хитрости, иногда они помогают добрать нужное количество. Например, «А. С. Пушкин», фамилия и инициалы, — это одно слово, а «Александр Сергеевич Пушкин» — уже три. Служебные части речи — предлоги, союзы, частицы — тоже учитываются: «все же» — два слова.

    Самостоятельность написания. Списывать во время экзамена нельзя. Кроме того, нельзя пользоваться заученными аргументами из интернета. Если работу заподозрят или уличат в плагиате, ученик рискует автоматом получить незачет. Придется пересдавать, апелляций нет.

    Пример списанной работы, получившей незачет. Источник: doc.fipi.ru

    Пример списанной работы, получившей незачет. Источник: doc.fipi.ru

    Критерии оценивания итогового сочинения

    Работы оценивают по пяти критериям — за каждый ставят плюс или минус, среднего нет. Для зачета достаточно набрать три балла из пяти. Причем два балла обязательно должны быть по первым двум критериям .

    Соответствие теме. Ученик получает плюс по этому критерию, если в его тексте:

    1. Прослеживается конкретная цель высказывания.
    2. Есть тезис — ответ на вопрос по выбранной теме.
    3. Литературный аргумент соответствует теме и тезису.

    Аргументация. Ученик получает балл, если сочинение написано с опорой на литературный источник, без грубых искажений материала. Например, если выпускник ошибся в фамилии автора, в названии произведения, но рассуждение позволяет четко идентифицировать источник, пример засчитают.

    Композиция и логика рассуждения. Если нет тезиса и аргументов, плюс не получить. То же — если текст не разбит на абзацы, полон логических нарушений, которые мешают воспринимать информацию.

    Качество письменной речи. Балл зачтут, если нет речевых ошибок или они не затрудняют восприятие текста. Этот критерий мне кажется самым мягким, потому что сформулирован необъективно: не указано допустимое количество речевых ошибок. В сущности, он остается на усмотрение проверяющих, однако обычно учителя идут навстречу экзаменуемому и стараются не снижать балл за качество речи.

    Грамотность. Незачет ставят, если на 100 слов приходится более пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных. Например, если ученик напишет

    Как готовиться к итоговому сочинению

    Читайте короткие универсальные рассказы. Они покрывают несколько тематических разделов сразу. Так вы экономите время, особенно если не успеваете прочитать длинные романы. Их краткое содержание вряд ли поможет написать сочинение с качественными литературными аргументами. Из года в год среди учеников популярны:

    1. «Чудесный доктор» Куприна.
    2. «Юшка» Платонова.
    3. «Зеленая лампа» Грина.
    4. «Судьба человека» Шолохова.
    5. «Телеграмма» Паустовского.

    Выпускники обращаются и к более объемным текстам — к «Мы» Замятина или «Капитанской дочке» Пушкина.

    Ведите читательский дневник. Читательский дневник — это краткий конспект прочитанного. Он нужен для того, чтобы запомнить сюжет, имена героев, выделить основные темы, проблемы и идеи. Советую вести его в виде таблички, так информация будет структурной, ей будет удобно пользоваться.

    Не пользуйтесь готовыми литературными аргументами из интернета. Делайте заготовки самостоятельно, чтобы пользоваться ими, повторяя прочитанное перед экзаменом.

    Для своих учеников я придумала такой вариант дневника

    Для своих учеников я придумала такой вариант дневника

    Обсуждайте прочитанное с друзьями. В споре рождается истина. Анализ любимых героев поможет лучше запомнить произведения.

    Смотрите качественные экранизации. Один из лучших способов запомнить прочитанное — обратиться к языку кинематографа. Но будьте внимательны, потому что экранизация может не совпадать с литературным первоисточником.

    Отрабатывайте письмо. Тренируйтесь писать итоговое сочинение, не отклоняясь от требований и критериев. Найдите того, кто проверит работу по критериям. Обратная связь очень важна. Если такого человека нет, попробуйте проверенный способ: напишите сочинение, уберите его в стол на три дня, а потом достаньте и оцените свежим глазом, сверяясь с критериями. Проведите работу над ошибками.

    Полезные материалы

    Главный ресурс для подготовки — сайт ФИПИ. Обязательно изучите раздел, посвященный этому экзамену. Там есть правила заполнения бланков, ссылки на нормативные документы и банк текстов для сочинения, комментарии к темам сочинений лет. Вот с какими материалами рекомендую ознакомиться:

    1. Комментарии к разделам итогового сочинения, где перечислены основные нравственные понятия, встречающиеся на экзамене.
    2. Вебинары от составителей.
    3. Обучающие трансляции на «Ютубе».
    4. Клише — речевые конструкции, которые помогут выдержать каркас работы и не отклониться от темы.

    Итоговое сочинение как индивидуальное достижение

    Некоторые вузы дают за сочинение дополнительные баллы при поступлении — об этом пишут в правилах приема. Найдите на сайте университета этот документ и перейдите в раздел «Учет индивидуальных достижений». Если оно учитывается, там укажут, сколько баллов добавят. Например, по два балла получают все поступающие в МГУ, а МИФИ проверяет тексты сам и дает до двух баллов за удачные. В петербургском ИТМО всем дают по одному баллу, а в ГУАП — целых пять, но тоже после собственной проверки.

    За что дают дополнительные баллы в МГУ. Источник: cpk.msu.ru

    За что дают дополнительные баллы в МГУ. Источник: cpk.msu.ru

    Итог

    Итоговое сочинение — это формат допуска к ЕГЭ. Проверяют его по мягким критериям, поэтому сдать его нетрудно, если соблюдать требования и не отклоняться от правил.

    Если времени на подготовку немного, сначала изучите структуру и принципы оценивания. Используйте подготовительные материалы, опубликованные на сайте ФИПИ. Это список разделов, комментарии к ним, комплект тем, методические рекомендации с образцами.

    Для аргументации подойдут короткие универсальные рассказы, еще можно вести читательские дневники, обсуждать прочитанное с друзьями, смотреть экранизации и отрабатывать написание с кем-то.

    Ознакомьтесь с учетом индивидуальных достижений в вузе, в который планируете поступать. Если сочинение учитывается, попробуйте найти вузовские критерии оценки. Ориентируйтесь в том числе и на них при написании текста.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie